Доступная среда

Дополнительное образование – каждому ребенку!

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

С 11 декабря 2018 года педагоги дополнительного образования организуют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N196, в котором большое внимание отведено организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и инвалидов.

Инклюзивное образование — принципиально новый подход к обучению. Долгое время советская, а затем российская система образования подразделяла обучающихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения, причём последние (инвалиды) практически не контактировали со своими сверстниками, обучаясь в коррекционных классах и интернатах. В результате этого итоговый уровень знаний таких детей сильно отличался от уровня знаний обычных детей, а дети с ОВЗ испытывали еще и проблемы с социальной адаптацией в обществе, делавшем акцент на их особенностях развития.

Принципы инклюзивного образования основываются на конституционных правах каждого гражданина России на получение образования в опоре на следующие законодательные акты:
статья № 28 Конвенции ООН, защищающая права детей;
статья № 43 Конституции РФ;
статьи № 2, 5, 11, 34, 55, 79 Федерального закона Российской Федерации от 29
декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
статья № 19 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Понятие «инклюзивное образование» в Законе 273-ФЗ «Об образовании» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 2, п. 27). В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.

Цель инклюзивного образования — создать для каждого ребёнка максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.

Специалисты считают, что это поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт о занятиях в дополнительном образовании, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе, знакомиться с миром профессий и осуществлять профессиональные пробы.

Для обеспечения «равного доступа к образованию» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия . «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается благодаря использованию «специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий», возможно также предоставление услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 79, п. 3).

  • Новый Порядок определяет, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность (Порядок, п. 19):
  • - организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся;
  • - создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • - могут увеличивать сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • - могут уменьшать численный состав объединения при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов: численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства ( Порядок, п. 21).
  • Доступность образовательной среды дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов включает:
  • - физическую доступность (возможность дойти туда, куда хотите);
  • - доступность содержания образовательных программ (наличие адаптивного программного обеспечения и возможность выбрать то, что хотите делать согласно вашим интересам);
  • - доступность информации (возможность иметь необходимую информацию);
  • - социальную доступность (принимают ли вас находящиеся вокруг люди, общаются ли с вами наравне, комфортно ли вам находиться среди сверстников);
  • - финансовую доступность (наличие у вас необходимых средств для удовлетворения ваших потребностей, возможность удовлетворить материальные потребности).
  • Но главное, что дополнительное образование детей:
  • - предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) обучающихся в эмоционально комфортных для них условиях;
  • - создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;
  • - всегда организует деятельность детей с учетом их особых индивидуальных особенностей и потребностей;
  • - обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики[2]. Предоставление широкого спектра образовательных возможностей этой категории обучающихся является решающим фактором социализации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 79, ч. 1). Такая программа подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями или проблемами в здоровье, однако она не является обособленной и понятна остальным детям, которые не имеют подобных проблем, но тоже осваивают эту же программу в обычном темпе, ритме, на другом уровне сложности.

Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.

В процесс реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы вовлекается весь персонал образовательной организации (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 (далее — Методические рекомендации).

В целях обеспечения информационной открытости на официальном сайте учреждения размещаются копии реализуемых образовательных программ (№ 273-ФЗ, ст. 29, п. 1, пп. в), в том числе и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, которые приведены в соответствие с требованиями нового Порядка.

За содержание и качество реализуемых адаптированных дополнительных общеобразовательных программ отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает такие программы. Никакого дополнительного согласования, рецензирования и экспертизы не требуется.

Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы: реализуются образовательной организацией по различным направленностям (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) (Порядок, п. 9); ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок, п. 11); реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок, п.6) в соответствии с утвержденным расписанием занятий (Порядок, п. 13) как самостоятельно организацией, так и посредством сетевых форм или модульного подхода (Порядок, п. 10).

Обучение по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам организуется по группам, индивидуально или всем составом объединения (Порядок, п. 17) или по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы (Порядок, п. 8) в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (Порядок, п. 7).

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Порядок, п. 9) и определяются в соответствии с локальным нормативным актом своей организации. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители) (Порядок, п. 16).

Требования к результатам освоения адаптированных дополнительных образовательных программ отражают совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей. Существенным отличием программ дополнительного образования детей является то, что их результаты выступают в качестве целевых ориентиров для педагога при разработке программы, за основу целевых ориентиров педагог может взять виды результатов основного образования с учетом специфики программ дополнительного образования. Так, в качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников. При освоении программы дополнительного образования обучающимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что приоритетным является не получение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий[4].

Особую актуальность в современной ситуации (при очевидной непроработанности) приобретают положения об использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Так, в п. 10 нового Порядка отмечено, что «при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816». И, конечно, для детей «с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, педагогами обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде» (Порядок, п. 23).

Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей.

В ЦТДиЮ Джейрахского района созданы все условия для реализации данной деятельности: имеются все наработки для создания адаптированных программ при необходимости, педагоги прошли обучение на курсах тьюторов здорового образа жизни, здание школы, в котором располагается ЦТДиЮ, оснащено пандусами и столовой, а также помещениями для занятия кружковой работй, успешно внедрена в работу организации отечественная платформа "Сферум", позволяющая в случае необходимости вести занятия с детьми в удобном для них дистанционном формате, однако на сегодняшний день среди воспитанников ЦТДиЮ нет детей с ограниченными возможностями здоровья и поэтому данное направление работы для коллектива является важным, но пока теоретическим, а все усилия направляются на поддержание и укрепление здоровья детей.