23:00
УДО как центр развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения.
Научно-методический семинар педработников УДО по теме "Дополнительное образование детей в контексте современных тенденций развития образования."

Докладчик – Цурова М.С., директор МКОУ ДО «ЦТДиЮ Джейрахского муниципального района»

26 апреля 2018 г
г.Назрань, ИПК РО


Новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе в наше время, обусловлена необходимость полного цикла образования детей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Внешкольные учреждения по сути своей наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, "достраивают" незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, "примерить" ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно другую среду, в которой порой отсутствует целенаправленная программа систематического, грамотно спланированного педагогического воздействия.

Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся:
в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;
-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
-в возможности получить допрофессиональную подготовку.

На современном этапе развития учреждений дополнительного образования выделяют следующие функции УДО :
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье),
в) детского спроса (удовлетворение потребности познавательного или личностного развития, общение, досуг и времяпрепровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности);
г) экономического спроса (возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д. - для взрослых и допрофессиональная подготовка - для детей);
д) правоохранительного спроса (профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей).
Психологическая функция:
а) развивающая (создание образовательной среды, обеспечивающейусловия для физического и психического развития детей: реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);
б) компенсаторная (психологическая компенсация неудач в семье, в школе);
в) релаксационная (возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе);
г) консультационная (для педагогов, родителей и детей).
Образовательная функция:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д. Это могут быть также и «школьные» учебные предметы, если по каким-либо причинам в рядом расположенных школах отсутствуют учителя по этим предметам,
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного ребенка,
д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.

Важнейшими различиями школьного и дополнительного образования являются:
Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.
В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем.
Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя,
а в УДО - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет значение личностное влияние педагога на учащихся.

Разумное соединение школьной и внешкольной воспитательной стратегии означает начало качественно нового, целостного подхода к созиданию личности в едином процессе непрерывного образования, а потому имеет большое будущее.

Превращение УДО в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает рефлексию (осознания) его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям, базовым для любой образовательной концепции вопросам:
- кого учить (психологические особенности контингента учащихся УДО),
- зачем учить (стратегические и тактические учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом),
-чему учить (содержание дополнительного образования);
-кому учить (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога)
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В современной педагогической науке имеется множество определений дополнительного образования детей. И, тем не менее, в основе дополнительного образования должны лежать две ценности: свобода и интерес.
Сравнение базового и дополнительного образования приводит к выводу о том, что дополнительное образование - это часть общего и потому то, что не включено в стандарт базового образования, является дополнительным.
Если содержание основного образования – предметное знание, то содержание дополнительного образования и его цель – построение пространства саморазвития без заданных границ.
Творчество имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация.
Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием.

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений.
·художественно-эстетическое;
·научно-техническое;
·спортивно-техническое;
·эколого-биологическое;
·физкультурно-оздоровительное;
·туристско-краеведческое;
·военно-патриотическое;
·социально-педагогическое;
·культурологическое;
·экономико-правовое.

Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в дополнительном (внешкольном) образовании положено в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н. Медынского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д.Ушинского и др.
Идеи внешкольного образования начали овладевать передовыми умами еще в 19 веке. Либеральная общественность России понимала, что социально-экономические условия вынуждали детей включаться в производство рано, а они не имели возможностей для полноценного развития. Появление самых первых форм внеучебной деятельности связано со Шляхетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII в. воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и в свободное время они собирались вместе читали свои литературные пробы. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное»

Первые внешкольные учреждения «Дневной клуб для приходящих детей» (1905г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования.
Среди внешкольных учреждений, в которых велась воспитательная работа среди детей школьного возраста в России в к.XIX – н. XX века совершенно уникальным можно считать «Дом свободного ребенка» К.Н.Вентцель.
Основой жизни его воспитанников был свободный творческий труд.

Развитие общественного воспитания в России в начале 20 века основывалось на следующих педагогических теориях: теория общественного воспитания (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтерев, В.И.Чарноусский), ставящая в центр внимания закономерности и необходимость общественного воспитания; теория внешкольного воспитания (Е.Н. Медынский, В.А.Зеленко), определяющая сущность внешкольного образования; теория детского движения, выявляющая особенности развития и становления личности в детских организациях; теория попечительской и благотворительной деятельности (В.И. Орье, К.В. Рукавишников), акцентирующая внимание на педагогических проблемах оказания социальной помощи.
В конце XIX – начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл – этим словом называли культурно-просветительную работу. Е.Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами»

В 20-30-е годы содержание внешкольной работы обогащается делами пионерской и комсомольской организации и деятельность внешкольных учреждений в обеспечивалась государственной поддержкой, обусловленной тем, что на эту систему возлагались весьма существенные для государства задачи идеологического воспитания подрастающего поколения и предупреждения детской безнадзорности.
Увеличение численности и разнообразие внешкольных учреждений – яркая примета предвоенных лет. В это время педагоги начинают теоретически осмысливать накопленный опыт, что помогает определить основные принципы внешкольной работы: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения по интересам; развитие инициативы и самодеятельности, общественно-полезная направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг., по мнению исследователя О.Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций:
-профессиональное и гражданское самоопределение детей;
-дополнительное образование;
-коммуникативная;
-методическая.
В эти годы осуществляется политизация внешкольных учреждений, как и всего общества в целом. В деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников, смотров, маршей.

В 60-е годы, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание все более приобретает «деятельностный» характер.
В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся: уважение к увлечению ребенка, его занятию в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах, подготовленных к общественной работе, с указанием, что они знают, умеют.
Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью воспитательного пространства и реализующих воспитательные функции, явились 70-80-е годы.
Именно в этот период, подчеркивает исследователь В.И. Семенова, определились главные направления социально-педагогической деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, они координировали работу в социальном пространстве школы, района, города.

В наше время дополнительному образованию приходится еще определяться со своим новым «образовательным» статусом, преодолевая педагогическую и обывательскую ментальность «досуговости» внешкольных учреждений и внеклассной работы. С другой стороны, дополнительному образованию необходимо взять на себя новый груз «дополнительности», объем которого безграничен .

В Концепции «Система дополнительного образования детей» обосновано положение о том, что дополнительное образование как составная часть непрерывного призвано реализовать множество функций и не должно рассматриваться как придаток к базовому, поскольку оно является самостоятельным и самоценным видом образования.

У Аристотеля есть прекрасная фраза «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Мне кажется, эта фраза должна быть девизом для каждого педагога, для каждого родителя, не говоря уже о педагоге дополнительного образования, у которого иной возможности для работы и нет.
«Учиться жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни»,- утверждал П.П. Блонский. - «Ребенок есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие. Развитие - определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание, более близкое к сознанию дикаря, нежели к нашему. И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидно чувственный мир. Задача школы – научить жить. Жить - это значит познавать действительность и преобразовывать ее».
Невозможно воспитывая ребенка, готовить его к завтрашней жизни в отрыве от сегодняшней. Это – не робот, его не запрограммируешь: вытащил одну флешку, вставил другую…
Навстречу завтра нужно идти уже сегодня, и вести к нему ребенка нужно не наугад.
А.С. Макаренко писал:
«Цели воспитательной работы могут быть выведены только из общественного требования, из его нужды. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической практике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь и происходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути».

С целью выявления уровня востребованности целесообразно провести опрос среди родителей о роли дополнительного образования в жизни ребенка:
- делать жизнь интересней
- готовить ребенка к жизни во всех отношениях
- дополнять образованием школу, отрывать ребенка от уличных компаний
- давать профессию
- учить человечности и нравственности
- дополнительное образование не нужно
- затруднились ответить

Интересно будет узнать мнение родителей о сферах жизни, которые должны быть представлены в дополнительном образовании:
-мир профессий
- искусство
-мир увлечений
-сфера быта
- экономика
- наука
-семейные отношения
-вопросы пола
- религия

Значительный интерес для проектирования содержания работы имело бы выявление мнения различных категорий респондентов о задачах, которые призвано решать учреждение дополнительного образования детей:
а) сделать жизнь интересной:
учащиеся
родители
учителя
педагоги дополнительного образования
б) профессиональная подготовка:
учащиеся
родители
учителя
педагоги дополнительного образования
в) отрывать подростков от уличных компаний:
учащиеся
родители
учителя
педагоги дополнительного образования
г) в воспитании нравственности:
учащиеся
родители
учителя
педагоги дополнительного образования

Дополнительное образование сегодня нуждается в колоссальной поддержке прежде всего в силу его востребованности и важности в процессе становления личности ребенка. В условиях существующего отрыва дополнительного образования от общего, когда отношение к первому у чиновников, у родителей, у педагогов школ по меньшей мере снисходительное, как к бедному родственнику, прежде всего из-за примитивного недопонимания сути и сущности того, что мы называем – воспитанием личности, ПДО, на сегодняшний день обречены на унижения.
И это при том, что именно мы, с нашим багажом знаний, собственными, потом и кровью, выработанными методами работы, просто жизненно необходимы в этом сложнейшем процессе, называемом воспитанием подрастающего поколения.
Каждый из нас, разбуди его посреди ночи, сумеет сформулировать то, что нужно ему для достижения успеха в работе. Если каждой школе нужен для работы одинаковый набор: педкадры, добротное здание, ТСО и т.д., каждый из центров нуждается в своем, индивидуальном наборе требований: к помещениям, к ТСО, к педкадрам, к самому зданию, его расположению, в конце концов…

Аристотель сказал: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Есть подобное выражение и в ингушском фольклоре. Суть его в том, что нельзя недооценивать роль визуального восприятия блюда, которое предлагают даже самые лучшие повара мира. Эстетика должна присутствовать во всем.

Учреждение дополнительного образования должно иметь отдельное здание, оно должно отличаться от всех других зданий. Помещения в них не должны напоминать ни в коем случае школьные классы , должны быть специализированы, оснащены по последнему слову техники. Обязательно должен быть транспорт, актовый зал, столовая, двор. Дальше все – индивидуально.

Изменится ли отношение к тому, что мы делаем, в обществе, если УДО хотя бы в материальном плане перестанут быть бедными родственниками и учреждениями «дополнительного» (второстепенного) образования? Думаю, да.
Будут ли педагоги школы заинтересованы в том, чтобы их ученики занимались в УДО, если их зарплаты будут зависеть не только от того, сколько в классе отличников и хорошистов, но и от того, насколько успешны его ученики вне школы? Думаю, да.
Будут ли родители заинтересованы в том, чтобы дети занимались внешкольной деятельностью, если будут видеть, как дети на их глазах осваивают навыки, способные облегчить их будущее? Думаю, да.

И в заключение хотелось бы рассказать о Центре творчества детей и юношества Джейрахского муниципального района - единственном в горах Ингушетии учреждении дополнительного образования детей.

ЦТДиЮ Джейрахского района – неизменный участник всех мероприятий, проводимых в республике. В копилке побед - 196 грамот и дипломов за участие в различных региональных и межрегиональных конкурсах, из них 123 – 1 степени.
Только за последние три года воспитанники центра 65 раза становились победителями и 48 раза - призерами республиканских конкурсов, 14 ребят стали лауреатами и двое – дипломантами всероссийских конкурсов.

Льянова Айна и Цурова Тамара из Театра-студии модной одежды «Горянка» два года подряд побеждали на республиканском форуме «Одаренные дети Ингушетии», а в 2011 году на Московском международном форуме «Одаренные дети» заняли первое место, представив коллекцию моделей национальной молодежной одежды.

В архиве «Литературного клуба» 24 диплома победителей Республиканского конкурса авторских произведений, из них 11 – 1 степени.

11 ребят - лауреаты Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета», трое – победители и четверо – призеры республиканского Детского экологического форума «Зеленая планета».

9 работ в различных номинациях признаны лучшими на региональном этапе всероссийского конкурса социальной рекламы «Новый взгляд» .

В 2012 году, Цуров Мурад, тогда еще воспитанник детского сада, стал лауреатом международного конкурса «Сказки красивого сердца».

Республиканская ученическая научная конференция «Мы познаем мир», проводимая ежегодно в гимназии №1 г.Назрань, стала для ребят из Джейрахского ЦТДиЮ не только конкурсным мероприятием, но и возможностью выявить в себе исследовательские ресурсы.
Тем приятнее то, что в течение трех последних лет 11 работ были отмечены компетентным и беспристрастным жюри, из них 5 были награждены дипломами 1 степени.
Тематика исследований самая разная:
Например, Мусиев Мустафа несколько лет занимается изучением раннецветущих растений горной Ингушетии;
Исследование Цуровой Тамары было посвящено истории создания символики Республики Ингушетия;
Тема исследования Льяновой Айны звучала «Определяющая роль интеллекта в фольклорном образе ингушской женщины»;
Хаматханова Хава, пробуя себя как в лингвистике и биологии, в разные годы становилась победительницей, исследуя темы «Проведение параллелей в некоторых вопросах грамматики английского и ингушского языков», «Родники горной Ингушетии: мифы и реальность»;
Цурову Хади отличает постоянство в увлечениях: первая победа по теме «Образы детей в ингушском фольклоре» окрылила ее и сподвигла на разработку новой темы «Путешествие во времени: Ингушетия вчера, сегодня, завтра» (об уникальных возможностях развития тур.бизнеса в горной Ингушетии с использованием национального колорита) ;
Борова Пятимат уверенно победила в секции «Литературоведение» с исследованием «Шедевры мировой классической поэзии в переводах Рамазана Цурова».
В следующем году Пятимат с удовольствием взялась за другую тему: «Современная литература и ее роль в формировании национального самосознания читателя»;
Льянова Румина выбрала для исследования тему «Сказка как отражение менталитета народа».

Последние четыре года ребята прочно удерживают за собой 1 место в республиканском фотоконкурсе «Отечество». Ежегодно работы юных джейрахских фотографов привлекают особое внимание жюри. Отличительная особенность фоторабот воспитанников центра – продуманность сюжета и оригинальность исполнения.

Активно и плодотворно участвуют ребята в конкурсах исследовательских работ «Моя родословная», «Во славу Ингушетии родной», фестивале детского художественного творчества «Созвездие».

Традиционно воспитанники центра занимают призовые места в конкурсах рисунков на социально значимую тематику. Последние победы ребят - 1 и 2 места в конкурсе рисунков на противопожарную тематику, победа в конкурсе рисунков «Полет в бессмертие», посвященном герою России Сулумбеку Осканову. Неординарное решение мальчишек – выполнение объемного рисунка, привлекло внимание жюри, в результате – единогласно решение о присуждении 1 места.

Ежегодно кружковцы занимают призовые места в конкурсе сочинений «Я и выборы», в конкурсе рисунков «Я рисую выборы». Нужно отметить, что педагоги стараются собственным примером воспитывать в детях активную жизненную позицию, участвуя в различных конкурсах: профессионального мастерства, творческих или спортивных состязаниях.
Так, молодой педагог Хаматханова Х.Х. заняла третье место в конкурсе методических разработок среди педагогов Республики Ингушетия по теме «Я и выборы», ПДО Льянова М.Б. и Льянова А.Б. – неизменные победители Республиканского Фестиваля « Ингушские игры» и призеры «Кавказских игр».

Совместно с педагогами ребята участвовали в разработке эскизов герба и флага муниципального района, в результате эскиз флага был признан лучшим.

Проявив инициативу, юные театралы вышли на сцену Первого открытого Республиканского фестиваля « Сакъердаме сайренаш» и завоевали два призовых места и приз зрительских симпатий…

Трое воспитанников Центра – Цуров Ислам, Льянова Айна, Льянова Румина – лауреаты премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации.

Проблему дефицита педагогических кадров в горах директор решает просто – лучшие воспитанники возвращаются в стены любимого центра в качестве наставников.
«Идеальный метод воспитания – собственный пример»- считают педагоги центра
и, переодевшись в Деда Мороза и Снегурочку, дарят односельчанам сказку в новогоднюю ночь, совершают вместе с ребятами восхождение на Столовую гору, и ребята верят им и учатся верить в себя.

Воспитанников и педагогов объединяет жизненное кредо - наполнить смыслом каждый день, каждую минуту своего существования на этой земле, излучать только позитивную энергию…
Возможно, в этом и заключается секрет успеха …
Категория: Доклады и выступления | Просмотров: 335 | Добавил: Цурова М.С.
Всего комментариев: 0