10:17
Сказочная птица
Задачи занятия:
-знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира.
-закрепление знаний о жанре анималистики ;
-напоминание о теплых и холодных цветах, цветовом круге, контрастных цветах;
линий, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;
-воспитание интереса и любви к русскому народному фольклору, развитие фантазии и умения творчески преображать формы животного мира в декоративные;
-развитие эстетического отношения к действительности.

Литературный ряд: Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Материал к занятию: для учащихся – альбом. Фотографии и открытки с изображениями птиц, книги на ту же тему.
Зрительный ряд:
- Врубель «Царевна – Лебедь»;
-методические таблицы «Цветовой круг». «декоративная переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».

Ход занятия
1.Проверка готовности к занятию
2.Объявление темы занятии. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и у других народов мира.
- Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Финист – ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна – Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – Птица в сказке Ершова «Конек – горбунок», Матеуш – попугай в сказке Я.Бжехва «Академия Пана Кляксы», сирены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Винни Пух и все, все, все» Милна и др.Зачитать некоторые литературные отрывки.)
-Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистики? Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи ( в технике вышивки, аппликации, росписи). Показ изделий фотографий, украшенных подобными рисунками вещей (приамурские узоры. Полхов – Майдан, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области)
В народном календаре, обычаях и обрядах – печь «жаворонки», вкусные булочки в форме птичек, чтобы отмечать начала весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая птиц , петь песенки про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето).

Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите к нам,
А зимушку унесите от нас.
Синички – сестрички, Курлы, курлы, курлы
Чечетки-тетки, Летят, летят журавли!
Кулички – мужички, Курлы – си, курлы-си,
Скворцы-молодцы, По Руси ! По Руси!
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой, Кукушечка, кукушечка,
С жемчужной росой, Серая рябушечка,
С теплым солнышком, Покукуй в лесу : «Ку ,Ку»-
С пшеничным зернышком! Сколько лет я проживу?

3.Наглядно раскрыть принцип творческой переработки природных реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и изображений птиц (на изделиях).

Объяснить, что птица будет выполнена нарядно , выразительно и привлекательно , если художником учтены гармоничные сочетания цветов в росписи..
Рассматриваем методические таблицы «Цветовой круг»,»Теплые и холодные цвета», вспоминаем , как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.

Выполнение упражнений на освоение
«теплых и холодных» цветов.

Вариант 1. Выполнение упражнения. Вспомните , ребята,7 цветов радуги
( пословицу про них) . Возьмите краски, зарисуйте то, что я объясню.

-расположите лист альбома горизонтально.
-разделите его на 3 части двумя вертикальными линиями:
-слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в другу;
-в середине – зеленая полоса;
-справка сверху вниз идут голубой , синий, фиолетовый цвета.
-Наши цвета разделились на 3 команды.

Красный, оранжевый, желтый – это? (теплые)
-Голубой, синий, фиолетовый – это (холодные.)
-Что они вам напоминают? Теплые- огонь, солнце. Холодные- холодный ветер, высоту, снеговые облака, иней. Теплые цвета воспринимают более радостно, а холодные – более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность , активность. А холодные цвета успокаивают.

- Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и теплым и холодным . Как?

Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета. А снизу добавьте каплю синего ( распределите ее в нижней части полосы). И получилось 2 новых цвета, оттенка зеленого. Определите , какой оттенок теплый , а какой холодный? Зеленый цвет занимает особое положение среди цветов. Он находится на границе групп, и поэтому все зависят от того, какого цвета в нем больше . Если желтого , то зеленый цвет теплый, если синего – то холодный. Теплые и холодные качества, как видите, относительны. Синий холоднее голубого , а фиолетовый теплее синего. Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый теплый цвет. А самый холодный цвет – синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друг , как полюса у глобуса.
- А как другие цвета можно сделать более теплыми или холодными?
Вариант 2. Вспомните радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома ( или старые цветные карандаши). Разделить на 3 команды цветов ( теплые, зеленые, холодные). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить; какой из них холодный, а какой теплый? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.
- А какой цвет добавляем , чтобы приглушить яркость? ( черный, чуть – чуть , очень осторожно.)
- Особое условие при выполнении работы: вы выполните свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, значит вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут , и дополнительно получить смеси цветов на их основе.
- Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету колорите ( птица в теплом цвете - фон холодный, и наоборот).

4. Самостоятельная работа учащихся.
Педагог поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения.

5.Изготовление из цветной или белой бумаги летящих птиц – стилизация птиц из щепы Архангельской области. Изготовление путем совмещения приемов симметричного вырезания и складывания. Работа по технологической карте – методическому пособию на доске – совместно с учителем.
6. итоги урока.
Можно из работ выполнить коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников из 4-6 работ. На ниточке подвесить птиц из бумаги перед панно так чтобы они могли двигаться и « летать». Придумать название.
Уборка рабочего места.
Домашние задание.
Категория: Занятия | Просмотров: 151 | Добавил: dzejrahcentr
Всего комментариев: 0