10:17 Сказочная птица |
Задачи занятия: -знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира. -закрепление знаний о жанре анималистики ; -напоминание о теплых и холодных цветах, цветовом круге, контрастных цветах; линий, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; -воспитание интереса и любви к русскому народному фольклору, развитие фантазии и умения творчески преображать формы животного мира в декоративные; -развитие эстетического отношения к действительности. Литературный ряд: Пушкин «Сказка о золотом петушке» Материал к занятию: для учащихся – альбом. Фотографии и открытки с изображениями птиц, книги на ту же тему. Зрительный ряд: - Врубель «Царевна – Лебедь»; -методические таблицы «Цветовой круг». «декоративная переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета». Ход занятия 1.Проверка готовности к занятию 2.Объявление темы занятии. Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и у других народов мира. - Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Финист – ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна – Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар – Птица в сказке Ершова «Конек – горбунок», Матеуш – попугай в сказке Я.Бжехва «Академия Пана Кляксы», сирены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Винни Пух и все, все, все» Милна и др.Зачитать некоторые литературные отрывки.) -Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистики? Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи ( в технике вышивки, аппликации, росписи). Показ изделий фотографий, украшенных подобными рисунками вещей (приамурские узоры. Полхов – Майдан, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области) В народном календаре, обычаях и обрядах – печь «жаворонки», вкусные булочки в форме птичек, чтобы отмечать начала весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая птиц , петь песенки про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето). Жавороночки, прилетите к нам, Красно летичко принесите к нам, А зимушку унесите от нас. Синички – сестрички, Курлы, курлы, курлы Чечетки-тетки, Летят, летят журавли! Кулички – мужички, Курлы – си, курлы-си, Скворцы-молодцы, По Руси ! По Руси! Из-за моря к нам летите, Весну красную несите! С шелковой травой, Кукушечка, кукушечка, С жемчужной росой, Серая рябушечка, С теплым солнышком, Покукуй в лесу : «Ку ,Ку»- С пшеничным зернышком! Сколько лет я проживу? 3.Наглядно раскрыть принцип творческой переработки природных реальных форм в декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и изображений птиц (на изделиях). Объяснить, что птица будет выполнена нарядно , выразительно и привлекательно , если художником учтены гармоничные сочетания цветов в росписи.. Рассматриваем методические таблицы «Цветовой круг»,»Теплые и холодные цвета», вспоминаем , как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний. Выполнение упражнений на освоение «теплых и холодных» цветов. Вариант 1. Выполнение упражнения. Вспомните , ребята,7 цветов радуги ( пословицу про них) . Возьмите краски, зарисуйте то, что я объясню. -расположите лист альбома горизонтально. -разделите его на 3 части двумя вертикальными линиями: -слева расположить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в другу; -в середине – зеленая полоса; -справка сверху вниз идут голубой , синий, фиолетовый цвета. -Наши цвета разделились на 3 команды. Красный, оранжевый, желтый – это? (теплые) -Голубой, синий, фиолетовый – это (холодные.) -Что они вам напоминают? Теплые- огонь, солнце. Холодные- холодный ветер, высоту, снеговые облака, иней. Теплые цвета воспринимают более радостно, а холодные – более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность , активность. А холодные цвета успокаивают. - Почему же зеленый цвет остался без названия? Потому что он может быть и теплым и холодным . Как? Возьмите кисточку и капните желтую краску сверху на полоску зеленого цвета. А снизу добавьте каплю синего ( распределите ее в нижней части полосы). И получилось 2 новых цвета, оттенка зеленого. Определите , какой оттенок теплый , а какой холодный? Зеленый цвет занимает особое положение среди цветов. Он находится на границе групп, и поэтому все зависят от того, какого цвета в нем больше . Если желтого , то зеленый цвет теплый, если синего – то холодный. Теплые и холодные качества, как видите, относительны. Синий холоднее голубого , а фиолетовый теплее синего. Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый теплый цвет. А самый холодный цвет – синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друг , как полюса у глобуса. - А как другие цвета можно сделать более теплыми или холодными? Вариант 2. Вспомните радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома ( или старые цветные карандаши). Разделить на 3 команды цветов ( теплые, зеленые, холодные). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить; какой из них холодный, а какой теплый? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом. - А какой цвет добавляем , чтобы приглушить яркость? ( черный, чуть – чуть , очень осторожно.) - Особое условие при выполнении работы: вы выполните свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, значит вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут , и дополнительно получить смеси цветов на их основе. - Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету колорите ( птица в теплом цвете - фон холодный, и наоборот). 4. Самостоятельная работа учащихся. Педагог поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения. 5.Изготовление из цветной или белой бумаги летящих птиц – стилизация птиц из щепы Архангельской области. Изготовление путем совмещения приемов симметричного вырезания и складывания. Работа по технологической карте – методическому пособию на доске – совместно с учителем. 6. итоги урока. Можно из работ выполнить коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников из 4-6 работ. На ниточке подвесить птиц из бумаги перед панно так чтобы они могли двигаться и « летать». Придумать название. Уборка рабочего места. Домашние задание. |
Категория: Занятия | Просмотров: 162 | |
Всего комментариев: 0 | |