09:58
«Изобразительное искусство Ингушетии как метод воспитания национального самосознания детей» Хаматханова Хади Хамзатовна

(Рекомендации по проведению беседы о художниках Джейрахского района.)

Выступление на методическом совете ПДО Хаматхановой Хади Хамзатовны


Изобразительное искусство ингушей , как и искусство многих других малых народов, зарождалось при Советской власти.


Первыми ингушскими профессиональными художниками были Хаджи – Бекир Ахриев (1895 – 1902гг.) и Гази – Магомед Албастович Даурбеков (1902-1976 гг.). Кстати , Ахриев Х.Б. является нашим земляком. Еще до революции Х.-Б. Ахриев поступил в Ставропольское художественное училище на скульптурное отделение. Вернувшись в Ингушетию после окончания училища в 1917 году, Ахриев включился в революционную борьбу – стал активным участником партизанского движения Ингушетии. И эта власть , которую он так рано защищал , затем в 1934 г. репрессировала его и отправила строить Беломор – Канал, где он умер в 1940 году.


Ко времени ареста Хаджи – Бекиром было написано более 200 акварельных картин и этюдов, изготовлено большое количество произведений декоративно- прикладного искусства, было создано много живописных картин, скульптур больших и малых форм, с большим успехом он занимался и резьбой по кости.Из богатого наследия творчества Х.-Б. Ахриева в Ингушетии ничего не осталось : все пропало после его ареста, особенно после высылки ингушей в 1944 году.


Говорят , что в частных коллекциях за пределами Ингушетии находятся его картины, акварели и некоторые произведения декоративно – прикладного искусства, но натолкнуться на их след пока не удалось. Недавно выяснилось , что в Ставропольском музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве находится 9 акварельных его работ, три копии из которых руководство Ставропольского края подарило к 5-летию Республики Ингушетия. Поэтому о творчестве Ахриева сегодня мы можем говорить только со слов людей, лично знавших и работавших вместе с ним, или же по письменным отзывам на его картины, экспонировавшиеся в 1931 году в Ростове – на – Дону, на Олимпиаде народов Северного Кавказа .


В различных публикациях тех лет, сохранившихся до наших дней, очень тепло говорится о его картинах , таких как «Совнарком Горской Республики в горах 1919 г.», «Защита аула Эбан в 1830 г.». «Бой под селениями Сурхахи и Экажево», «Колхоз в горах», «Женщины, идущие на покос», «Храм Тхаба – Ерды», «Моление на Столовой горе» и др.


Вот некоторые отзывы о его творчестве .


Искусствовед Б.В. Веймарн: «Большой интерес представляет картина Х.-Б. Ахриева «Совнарком Горской Республики в 1919 году» - экспрессивная трактовка фигур, снежный вихрь, застилающий неясные очертания черной дороги и скал, композиционное развертывание сюжета по диагонали придают изображению выразительность».


Е.И. Крупнов, известный кавказовед, академик, автор книги «Средневековая Ингушетия»: «Публикацией нескольких ингушских сказаний я бы хотел отдать дань глубокого уважения памяти безвременного погибшего в 30-е годы оригинального ингушского художника и замечательного человека Х.-Б. Ахриева, которому я обязан моим ранним и непосредственным знакомством с прекрасной природой Ингушетии и с образцами устного народного творчества ее народа».


Халид Ошаев, чеченский писатель: «По своему характеру Хаджи – Бекир Ахриев был молчаливым , необыкновенно вежливым человеком. Однажды я спросил у него, почему он мало пишет картины маслом, Хаджи – Бекир молча полез в карман и достал из него горсть миниатюр из слоновой кости. Здесь были брошки , медальоны, бляхи. Это была удивительно изящная, тонкая резная работа.

Хаджи – Бекир сказал мне: «Вот моя настоящая специальность».


Любил он вырезать цветы. Запомнилось мне резная табакерка из слоновой кости и миниатюрный дракон , захвативший в лапы девушку».


Мухтаров , корреспондент газеты « Грозненский рабочий»: «Ахриев – искусный резчик. Из – под его резца вышли изумительные миниатюры из слоновой кости и кабаньего клыка. Его работы поражают изяществом. Особенно поразительна миниатюра, изображающая танцевальщицу - горянку на крышке пудреницы. Прекрасен медальон из кабаньего клыка с изображением женского лица. Он воскресил искусство старых мастеров Чечено- Ингушетии».


Ахриев Хаджи – Бекир был талантливым мастером на все руки, замечательным человеком, отличным товарищем и другом, настоящим патриотом Кавказского края и родного народа. Он плодотворно работал в разных жанрах и видах искусства. Его арест и преждевременная смерть – это был огромный удар ингушского искусству и его народу.


Новая плеяда ингушских художников появилось только в 70-е годы. Но это были единицы.


Наш земляк , скульптор Руслан Израилович Мамилов – выпускник Тбилисского высшего художественного училища им. Николадзе, заслуженный художник ЧИАССР . Он работал в Грозном. В памяти людей навсегда сохранились его «Памятник пожарникам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Портрет космонавта Комарова», «Толстой в молодые годы», «Зелимхан Харачоевский», «Исраил Арсамаков», «Портрет Багаудина Зязикова» и др. Это был мастер своего дела, тонко чувствующий материал и создающий достойные времени памятники и скульптурные портреты известных людей и понравившихся ему лиц. Но безжалостная смерть не позволила ему завершить задуманное. А задумок интересных и масштабных у него много.


В с.Джейрах, в доме, где он жил, создан музей Руслана Мамилова. Жители села до сих пор вспоминают , каким интересным и доброжелательным человеком был Руслан Мамилов. Сохранилась мельница, сделанная его руками.


Кружковцами начата работа по сбору материала для рукописной книги «Знаменитые деятели культуры и искусства Джейрахского района».

Категория: Доклады и выступления | Просмотров: 221 | Добавил: Хаматханова Хади Хамзатов
Всего комментариев: 0